В. Слётов
Краски из минералов в иконописи, продолжение, стр.2
 



--------------------------

=== КАК ПРИГОТОВИТЬ ИЗ МИНЕРАЛОВ КАЧЕСТВЕННЫЕ КРАСКИ ? ===

1). КИНОВАРЬ
Разговоры о том, что киноварь ужасно ядовита, далеки от истины. При аккуратном обращениии с кристаллической киноварью Вам мало что угрожает, поскольку сама по себе она нерастворима в воде и кислотах (кроме "царской водки"). Но серьёзную опасность представляют пары ртути, их вдыхание ведет к тяжкому отравлению. Но пары ртути могут образоваться из киновари только в случае сильного её нагревания: при 200° киноварь полностью улетучивается с образованием паров ртути и сернистого газа... поэтому следует беречь киноварь от огня!!! Нельзя работать с ней рядом с плитой, эл. рефлектором, любыми сильными нагревательными приборами.

Вряд-ли стоит пользоваться киноварью, предлагаемой в виде тонкого порошка, поскольку это зачастую оказывается изготовленный в лабораторных условиях синтетический продукт. Синтетическая киноварь нестабильна и со временем может непредсказуемо менять свою окраску в сторону почернения как сама по себе, так и находясь уже в красочном слое. Кроме того, под названием "киноварь" иногда фигурируют суррогатные порошковые пигменты иностранного производства, не имеющие с собственно киноварью ничего общего, кроме названия.

2). ЛАЗУРИТ
Син. - "ляпис-лазурь" или "натуральный ультрамарин". Минерал из группы силикатов, сложного состава с формулой: (Na, Ca)8 x (S, SO4, Cl)[AlSiO4]8.
В качестве пигмента использовался с глубокой древности.
На сегодняшний день доступны для работы Афганский и Байкальский лазуриты. Афганский всегда в той или иной мере содержит примесь золотисто-жёлтого минерала пирита (FeS2). Включения пирита бывают крупными (до1-3мм.) или едва заметны глазу, при изготовлении пигмента пирит - очень вредная примесь, так как в порошке он имеет чёрный цвет. По этой причине из красивого ярко-синего куска после растирания может получиться грязновато-синий порошок с тёплым оттенком. Всё зависит от количества примеси пирита, поэтому при выборе материала стоит особое внимание обращать на включения пирита.

3). ВИВИАНИТ - натуральный минеральный индиго. Вивианит встречается либо в виде зеленовато-синих полупрозрачных кристаллов, имеющих форму перьев, занозистых и ломких, часто образующих звёздчатые пучки, либо в виде пачкающихся скрытокристаллических комочков. Для использования в качестве пигмента пригодна только вторая разновидность, называемая иногда "аморфной". Крупнокристаллический вивианит практически непригоден, даже очень долгое и усердное его растирание даёт порошок неопределённо голубовато-серого цвета. "Аморфный" же вивианит очень легко трётся, удобен в работе и может использоваться в любых смесях.

4). ГЕМАТИТ - широкораспространённая, незаменимая и очень устойчивая краска. Гематит - очень насыщенный, густой пигмент. Поэтому к нему как правило стоит добавлять наполнители, лучше прочих кварц или барит в пропорциях от 1:10 до 1:1. Делать это лучше не смешиванием порошков, а сразу, затирая их вместе.

5). ВОЛКОНСКОИТ - относительно редкий минерал из подкласса листовых силикатов, сложного состава. Химически устойчив, непрозрачен, с матовым до жирного блеском, жирный на ощупь. Излом раковистый. Вязкий, но в сухом виде хрупкий. Мягкий (твёрдость 2-2,5), легко царапается и режется ножом. Встречается в виде сплошных плотных масс. Гигроскопичен, легко поглощает воду, а при высыхании растрескивается и распадается на остроугольные кусочки.


6). ГЛАУКОНИТ (от греч. glaukos - голубовато-зеленый) - сложный калийсодержащий алюмосиликат, минерал из группы гидрослюд подкласса слоистых силикатов (К, Na, Ca).(Fe3+, Mg, Fe2+, Al)2 [(Al,Si) Si3 O10] (OH)2 ×H2O. Мягкий и рассыпчатый в сухом виде и умеренно жирный на ощупь во влажном. Твёрдость 2-3, плотность 2,2-2,9 г/см3. Трётся легко. Обычно содержит примесь кварца. Цвет зелёный различных оттенков, от бледного серовато-салатового до светлозелёного и тёмнозелёного, оливкого-зелёного и буровато-зелёного. Приобретать глауконит стоит с осторожностью, поскольку под этим названием на рынок часто поступают молотые глинистые или песчаные породы, подкрашенные окисью хрома или анилиновыми красителями.

7). МАЛАХИТ
Малахит - довольно широко распространённый в природе минерал, основной карбонат меди СuСО3 х Сu(ОН)2. Твёрдость 3,5-4; плотность 4. Синонимы: горная зелёная, медная зелёная, малахитовая зелень.
Малахит может быть получен искусственным путём, синтетический аналог малахита научились получать ещё в Средние века, используют его и в наши дни. По цвету почти неотличим, но по качеству пигмента, особо по оптическим свойствам, сильно уступает природному. Отличить искусственный малахит от натурального в порошке на глаз непросто, нужен большой опыт, вообще же разница состоит в кристалличности и форме зёрен, в их прозрачности и оптике; чтобы увидеть признаки отличия, необходимо рассмотреть порошок под бинокулярным микроскопом, или сделать кристаллооптическое исследование в поляризационном микроскопе: частицы искусственного малахита - не игольчатые кристаллы, а т.наз. глобулы, они имеют сферическую форму, а вся масса - вид слипшихся мутных шариков наподобие лягушачьей икры.

8). БАРИТ
Выше барит уже упоминался как сырьё для бариевых белил. Для приготовления белил его чаще предварительно прокаливают, после чего измельчают, отмучивают и сушат.
Но этим возможности использования барита в иконописи не исчерпываются. Наряду с кварцем, мрамором и каолиновыми глинами он в определённых случаях может служить прекрасной добавкой или наполнителем. Добавление барита в умеренных сбалансированных пропорциях делает большинство пигментов более светлыми и интенсивными по цвету, а также способствует их более равномерному распределению по покрываемой поверхности. При добавлении барита можно не опасаться нежелательных химических реакций, учитывая его инертность к другим веществам.
Барит близок по плотности со свинцовыми белилами, благодаря чему его можно подмешивать к ним в небольших количествах. Многие современные фирмы наладили производство смешанных свинцово-бариевых белил, в которых барит является основным компонентом. Это сильно удешевляет белила, но не лучшим образом отражается на их качестве. Кроме того, барит нередко обильно добавляют в дорогие пигменты с целью их удешевления. Но если применительно к органическим красителям применение барита как наполнителя во многих отношения повышает их качество, а во иных случаях просто необходимо, то в случае сухих минеральных пигментов лучше не пользоваться готовыми смесями, но использовать ту или иную добавку к чистому пигменту самостоятельно и в меру, в меру конкретной необходимости и поставленной задачи.
---------
© В. Слётов, 2006
-----------
См. также:
Подробные сведения о свойствах минеральных пигментов, рецепты приготовления красок
Иконописная школа имени преподобного Алипия. Подготовка православных художников-иконописцев и художников-реставраторов.


Rambler's Top100


ПРОДОЛЖЕНИЕ >>
<< К началу статьи
>>НА ГЛАВНУЮ<<



Хостинг от uCoz