-----В. Слётов. МИНЕРАЛЬНЫЕ ПИГМЕНТЫ В ИКОНОПИСИ -----

Известно немало природных минералов, традиционно используемых в иконописи для приготовления красок в виде "яичной темперы", после их очистки, растирания, и разведения полученных цветных порошков в эмульсии на основе яичного желтка.

С древнейших времен разноцветные камни и глины привлекали человека. Доисторические племена использовали их для наскальных рисунков и амулетов, а со временем люди научились делать первые минеральные краски. Поражают яркостью и стойкостью, неподвластной времени, минеральные краски древних народов. Первыми минералами-красителями стали железистые охры разных оттенков, лазурит (ляпис-лазурь) и киноварь. Еще во II веке до н.э. древние китайцы преодолевали перевалы Памира, чтобы добыть и привезти к себе на родину драгоценную в те времена киноварь из известных уже тогда киргизских месторождений в районе пос. Хайдаркан, где сохранились их древние выработки. А Бадахшанский лазурит для красок доставлялся Большим Караванным Путём в средневековую Европу, а оттуда уже и в Византию и в Россию, и был так ценим, что обменивался купцами на золото по весу. В истории развития русской художественной культуры, в искусстве иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место.
В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными пигментами.

В природе пигментные минералы бывают различного происхождения и встречаются в разных геологических условиях. Минеральная палитра иконописца включает минералы, которые бывают найдены как в виде кристаллов и их срастаний с ясно видимыми невооруженным глазом гранями, так и в виде различных сыпучих и глинистых масс микрозернистого строения. Но часто и в близких к аморфным скрытокристаллических образованиях, таких как лимонит, волконскоит, вад, хризоколла.
Для качества минеральной краски важна степень кристалличности исходного сырья. Так, различаются два типа минералов-пигментов: - кристаллические (киноварь, гематит, лазурит) и землистые (охры, лимонит, волконскоит). Последние тоже состоят из кристаллов, но они микроскопически малы и невидимы невооруженным глазом. Кристаллическое сырьё при измельчении даёт в различной степени просвечивающие осколки, ограниченные хаотически ориентированными плоскостями (поверхностями сколов, отдельности, фрагментами естественных граней). В зависимости от их размеров, формы, ориентировки, степени просвечиваемости, а также оптических свойств, - коэффициента светопреломления и дисперсии, создаются некоторые дополнительные (к собственному цвету краски) эффекты: глубина, блеск, бархатистая игра света и т. д.

В иконе чрезвычайно важна прозрачность красочных слоёв. Большинство синтетических красок этому требованию не удовлетворяют. Но именно измельченные минералы способны наряду с сочными и мягкими для глаза цветами давать проницаемые для света красочные слои. Через которые световой луч не только проходит насквозь один за другим, но еще и многократно преломляясь множеством кристаллических частиц, создает эффекты глубины изображения. По этому признаку краски в иконописи подразделяют на кроющие (корпусные), создающие относительно не просвечивающий слой, и на лессировочные, дающие слой прозрачный или полупрозрачный.

Для использования минерала в качестве основного компонента краски он должен обладать определёнными свойствами. Важнейшее из них - цвет минерала в порошке (у геологов это свойство называется "цвет черты" и служит диагностическим признаком минерала). Некоторые сочно окрашенные камни, например - амазонит, бирюза, эпидот, гранаты, нефрит и тд., при растирании дают порошок белого(серого) цвета и потому для краски непригодны.

Хрупкость и низкая твёрдость минералов-красителей упрощают хлопоты по их измельчению до красочного порошка: они легко трутся в фарфоровых ступках, практически не загрязняясь их материалом и на специальных приспособлениях для растирания минералов - "курантах", представляющих из себя две матовых шершавых стеклянных плоскости, между которыми и происходит растирание(обычно не всухую, а на воде). Окраска минералов - пигментов сильно зависит от степени их измельчения. Некоторые из них не следует растирать слишком сильно, ибо интенсивность цвета тем сильнее, чем крупнее зерно. Это относится в основном к лазуриту и азуриту, которые при слишком сильном перетирании "выбеливаются".
Укрывистость (кроющая способность) - способность краски при равномерном нанесении на подложку делать её невидимой. Количественно выражается в граммах краски, необходимых для того, чтобы сделать невидимым 1м2 загрунтованной поверхности. Укрывистость пигмента зависит не только от количества в слое пигментирующего вещества, но и от его кристалличности, размерности кристаллов и даже формы их агрегации. При прочих равных условиях укрывистость краски зависит от разности показателей светопреломления пигмента, находящегося в плёнке, и плёнкообразователя. Если разность невелика, то красочный слой кажется прозрачным. Такие пигменты называются лессирующими. Один и тот же пигмент в одном плёнкообразователе будет лессирующим, а в другом может оказаться кроющим.

-------------

^^ Основные цвета минералов-пигментов:

Красный: Киноварь, гематит(после прокаливания), охры красные
Оранжевый: реальгар, крокоит
Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит
Зелёный: Волконскоит, глауконит, хлориты, селадонит, эгирин, авгит, малахит, керченит
Голубой: азурит(в тонком помоле), хризоколла
Синий: лазурит, азурит(в крупном помоле), вивианит землистый, рибекит
Фиолетовый: лазурит(ультрамарин природный, после специального прокаливания)
Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит
Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, тодорокит, вад)
Чёрный: магнетит, шунгит
--------------
О природных белилах следует упомянуть особо. Из минералов в этом качестве можно использовать церуссит (безводный карбонат свинца, CaC03) и барит (сульфат бария, BaSO4). Но в обоих случаях имеются обстоятельства, ограничивающие применение этих материалов. Натуральные свинцовые белила, приготовленные из церуссита, хороши как никакие другие, но небольшие скопления этого минерала встречаются редко и только в самых верхних частях свинцово-серебряных месторождений. К настоящему времени почти все они выработаны, и церуссит стал редкостью. Поэтому приходится довольствоваться его синтетическими аналогами, производимыми в нескольких разновидностях. В основном же иконописцы перешли на работу с титановыми белилами. Бариевые белила несложно приготовить обычным способом из легко доступного и недорогого барита, но они имеют существенный недостаток - слишком маленькую "кроющую способность", то есть излишне прозрачны. Это сильно ограничивает возможность их применения, хотя в некоторых случаях именно это их качество оказывается весьма кстати.

На иконе нет светотеней, но человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и воплощается в форму. Настоящая икона подобна окну из нашей бренной реальности во вневременное Божественное пространство, в котором пребывают образы Святых, на ней изображаемые. И для максимального воплощения этой глубинной сущности иконы, её по сути предназначения, подбирались веками адекватные изобразительные средства, технические приемы и материалы. В частности, пигменты. И не случайно такими пигментами стали именно минералы.
-----
Копирование запрещено, © 2006
-----
Краткая версия, полный текст см. здесь >>
См. также:
Архимандрит Зинон. БОГ ШЕЛ НА РИСК, СОЗДАВАЯ ЧЕЛОВЕКА
Иконописная школа имени преподобного Алипия. Подготовка православных художников-иконописцев и художников-реставраторов.
Синтетические пигменты, традиционно использовавшиеся в иконописи
• Ю. В. Алексеев-Алюрви. Красочное сырьё и краски, используемые в живописи.(Анализ и описание природного минерального и органического сырья). М, 2000

>>ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ >>>

НА ГЛАВНУЮ  
С вопросами можно обращаться к автору на e-mail

...
Хостинг от uCoz