"Главная задача художника - не в воспроизведении реальности, а в её осмыслении". Цзин Хао, Китай, X век  

********************


Попытка соединить воедино науку и искусство ставит нас, на первый взгляд, в положение несколько двойственное. И действительно, то и дело ловишь себя на том, что работаешь как бы на два фронта, на две разных аудитории. Обращаясь то к исследователю-минералогу, то - к человеку совсем иного склада, далёкому от актуальности научных проблем, но любознательному и утонченному, ценителю всего изящного.

Но, представляя своё творчество как искусство научное, мы отдаем себе отчет о высокой мере ответственности, из этого вытекающей. За достоверность заложенной в рисунок информации, за точность передачи деталей. За адекватность используемых изобразительных приёмов той реальности, которую мы стремимся показать. Но при этом сознательно уходим от фотографичности, ставя своей главной задачей постижение сущности явлений природы через создание их художественных образов.

Кстати, стоит пояснить, почему в рисунке мы так привержены неизменно белому фону. Ответ прост - это диктуется отношением к камню как к объекту вполне самодостаточному, не требующему (хотя в иных случаях и не исключающему) дополнительных украшательств или ещё чего-то по отношению к нему постороннего.

«Всякое дыхание величит Господа» - так сказано в Библии. Но и бездыханный камень подчас столь удивителен и прекрасен, что, как застывшая молитва, напоминает нам о своём Создателе. Оттого искренне надеемся, что труды наши не были напрасны. И послужат как для пользы науки, так и во укрепление сил Добра и Красоты.

-В.А. Слётов, 2004-
************

Все чёрно-белые рисунки выполнены пером на белой ватманской бумаге тушью. При необходимости тушь разбавляется водой до нужной густоты. Объем набирается точкой или штрихом.
Цветные рисунки выполнены в технике акварели или пером цветной тушью.

Работа над каждым рисунком начинается с карандашного эскиза. Иногда делается несколько альтернативных эскизов, а для сложных объектов - дополнительные эскизы деталей.
Эскизу обычно даётся время «вылежаться> рядом с объектом изображения. Это дает возможность вовремя заметить и исправить допущенные ошибки, внести пропущенные детали.
Чем дольше "зреет" работа, тем лучше получается. Ничто так не вредит окончательному результату как поспешность.
Вся работа ручная, компьютер не используется.

------------------------------------------
Из отзывов

---***---

В.А. МАЛЬЦЕВ, геолог, математик, спелеолог, фотохудожник:


Древние китайцы говаривали: одна картина равна десяти тысячам слов.И откуда только в те лохматые времена - и вдруг столь глубокое знание информатики?
Обычно науку и искусство противопоставляют. Зачем? Наоборот ведь, если Бог (или Природа) создал Человека творцом, то нельзя же, в самом деле, ожидать что Человек совершит свой Акт Творения сразу, без раскачки, тренировки и подготовки... А приближений к Акту Творения, посильных человеку нынешнему и при том сравнимых с созданием новых миров, ровно два. Одно - научное (или географическое) исследование, открывающее новые части или новые уровни мира существующего, другое - создание своего собственного мира путем художественного творчества. Не зря же в человека, кроме инстинктов, изначально заложена тяга как к Прекрасному, так и к Неведомому, что бы ни толковал там на эту тему почтенный дедушка Фрейд. И - пока что есть еще небольшая перемычка между этими двумя приближениями, перемычка, постепенно растворяемая в потоке ускоряющегося темпа жизни и замены от осмысления природы вещей их все более точным описанием, и перемычка эта называется - Художественное Исследование.


Мастера Художественного Исследования ценились всегда, твори они в Слове или в Визуальном Искусстве. Жанровая фотография начала века сохранила многое, стертое из истории вечным ее переписыванием, или же - показавшегося летописцам малозначимым. Живопись Леонардо сделала для развития той же анатомии ничуть не меньше, чем старания сотен подвижников от чистой науки. Книги Арсевьева, Куваева, Хейердала, Дарелла, Стенли, Тазиева и прочих - привлекли в Науку больше мозгов, причем более разносторонних, чем все многосотлетние старания гораздо большего числа популяризаторов чистой науки. Заронить и раздуть искру всегда сложнее и важнее, чем подкармливать уже появившееся пламя.

Графика (хотя это, конечно, не только графика) Виктора Слётова первоначально, лет этак -дцать назад, в студенческие наши времена, затевалась как иллюстративная к научным статьям. Тогда наука в фаворе была, статьи печатали, читали... Прошло время, наступила перестройка. Научные работы стали читать единицы и десятки вместо тысяч. Не могу поручиться, но, вероятно, это и стало одной из причин того, что Виктор исчез с горизонта на многие годы. Чисто научное исследование может выноситься на малую и узконаправленную аудиторию, художественное исследование - никак нет. Его главная ценность в том,чтобы будить ассоциации у тех, кто хоть отчасти, но «вне своей струи», а такой читатель у статей минералогических - извелся напрочь.

Прошли годы, и вдруг - телефонный звонок. Приглашение на выставку совместных работ Виктора с откуда-то взявшимся соавтором, Владимиром Макаренко, а заодно и презентацию их первого альбома. Если честно - ощутил некоторую радость за науку, в которой иллюстративная графика уровня, подобного тому, что я видел у Виктора, стала редчайшим явлением еще в прошлом веке. Но - не более. Не был готов к тому, что новый авторский дуэт покинет твердую и удобную землю исследования Научного, вступив на узкий и болотистый перешеек исследования Художественного. Конечно, поехал, И - обалдел... Настолько, что когда попросили выступить и высказаться, всего лишь невнятно промямлил пару фраз. Теперь вот с немалым удовольствием восполняю сию речь непроизнесенную, теша себя мыслию, что так оно даже лучше - аудитории несколько прибавилось.

Тема, за которую взялись Виктор с Владимиром - одна из сложнейших. Онтогения минералов, то есть изучение «жизненного цикла» малых минеральных тел и способов их взаимодействия друг с другом, по сути - тема самоорганизации неорганической материи. Дисциплины, попытавшиеся взять эту планку нахрапом (неравновесная термодинамика, синергетика), - уже на третьем шаге утонули в громоздких даже для современного компьютера системах уравнений. Тут нужна совсем другая математика, разработать которую - время немалое. И, что самое прискорбное, - эти дисциплины не смогли выработать даже понятийной базы, достаточной для "складирования" того потока знаний, который имеет место быть в виде, пригодном для обработки вне имеющегося узкого и заведомо неадекватного комплекта простейших математических моделей. Ситуация, в которой единственным способом сохранения Знания, можно даже выразиться, консервации его до лучших времен, является - Художественное Исследование. Конечно, и в виде Слова. Но вспомним древнюю китайскую мудрость, с которой мы начали, и попробуем сравнить объем накопленного Знания хотя бы с количеством живущих мастеров Слова. Итак, визуальные образы. Картины. Фотографии. Обязательно - художественные. Именно они спустя время смогут попасться на глаза специалисту в совсем-совсем других вещах, только который и сможет вдруг увидеть Ответ. Документальные же - утонут в архивах с узкой специализацией, где роются исключительно те, кому увидеть лес за деревьями - просто не дано. Да и по штату не положено.

Можно поспорить с выбором техники - живописной, а не фотографической. Да, живописная техника, как и математика, немного связывает художника имеющимися у него представлениями и моделями, что может и должно периодически приводить к ошибкам. Но ведь и в фотографии полная документальность - не более чем иллюзия. Хороший фотограф снимает не то, что есть, а то, что он видит... Зато в живописи часто можно передать ньюансы, которые в реальных условиях никакой оптике неподвластны. А ошибки - они же того, кому в конечном счете предназначено это визуальное послание, с толку не собьют, он их обязательно заметит, и - перейдет к тем листам, где ошибок нет.

В общем - берясь за этот текст, я специально не стал просить Виктора и Владимира показать мне новые работы, которые сейчас перед тобой, Зритель, дабы посмотреть самому, ошибусь я или нет, распространяя слова, написанные о первом альбоме, - на последующие. Хочу надеяться, что Виктор и Владимир не поддадутся веянию времени с его бесконечными повторами-вариациями на тему единожды раскрученной удачи, а дадут - новое, спорное, интересное.

_________________________________

• Концепция Минералогического Искусства → >


• РЕЦЕНЗИИ >>

Уважаемые гости! Сайт Проекта "Рисуя Минералы" находится теперь по адресу http://www.mindraw.org/


Rambler's Top100  


Хостинг от uCoz